Меню сайта

postheadericon Анализ предметно-развивающей среды МБОУ НОШ

Особенности организации

развивающей предметно-пространственной среды

в дошкольном звене МБОУ НОШ

       В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».                                                                                                                                              Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно — развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание   в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС дошкольного образования (выдержки):

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации…

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Анализ предметно-развивающей среды дошкольного звена МБОУ НОШ

в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ

  • Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
  • Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
  • Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:
  • Предметно-пространственная среда может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  • Детям и воспитателям предлагается возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.п.).
  • В группах имеются полифункциональные (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления) предметы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
  • Широкое использование пространств групповых комнат, спален, раздевалок (для игры, бесед, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
  • Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей в соответствии с календарно-тематическим планированием ( в зависимости от заявленной темы недели).
  • В каждой группе предоставляется свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
  • Все материалы и оборудование находятся в исправном и сохранном состоянии.
  • Все элементы предметно-развивающей среды соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
  • Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
  • Стимулирующая – предметно-развивающая среда мобильна и динамична. В ее организации педагоги учитывают «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
  • Развивающая – при организации предметно-развивающей среды педагоги учитывают сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
  • содержит предметы и материалы, известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
  • имеет предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной     деятельности с педагогом;
  • готовы для ознакомления детям совсем незнакомые предметы и материалы.

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

ВАРИАТИВНОСТЬ

ДОСТУПНОСТЬ

БЕЗОПАСНОСТЬ

ФУНКЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МБОУ НОШ:

Предметно – развивающая среда дошкольного звена МБОУ НОШ:

— Имеет привлекательный вид.

— Выступает в роли естественного фона жизни ребенка.

— Снимает утомляемость.

— Положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

— Помогает ребенку индивидуально познавать окружающий мир.

— Даёт возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Предметно – развивающая среда МБОУ НОШ ориентируется на «зону ближайшего развития»:

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду каждой возрастной группы в МБОУ НОШ, педагоги учитывают психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Особое внимание воспитатели обращают на интеграцию образовательных областей в процессе организации комплексной предметно — развивающей и игровой среды дошкольного звена МБОУ НОШ.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь
Март 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Апр »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031